«Основы религиозных культур и светской этики
(основы православной культуры)»
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
1. Нормативно-правовая основа курса:
Конституция Российской Федерации,
закон Российской Федерации «Об образовании»,
закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»,
Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 г. № Пр – 2009, Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
2. Курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
основы православной культуры;
основы исламской культуры;
основы буддийской культуры;
основы иудейской культуры;
основы мировых религиозных культур;
основы светской этики.
В рамках преподавания комплексного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения). Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов.
Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Курс безотметочный, не знаниевый, но эмоциональный. Главный метод оценивания – наблюдение, анкетирование.

Более подробную информацию об учебном курсе можно получить на сайте
"Основы религиозных культур и светской этики"
Ожидаемые результаты от внедрения предмета:
Воспитание навыков общения с учетом уважительного отношения к традициям другой культуры
Воспитание устойчиво-положительных навыков поведения на основе отечественных культурных традиций
Обогащение личной культуры младшего школьника знаниями о традиционных праздниках, обычаях, общепринятых мероприятиях духовно-нравственного содержания через организацию внеурочной социокультурной деятельности.
Информация
о введении комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
|
Количество 4-х классов |
Количество учащихся |
|
2 |
50 |
Информация о выборе в курсе ОРКСЭ учебных модулей (человек) в 2016-2017 учебном году:
|
Наименование учебного модуля в учебном курсе | ||||||
|
«Основы православной культуры» |
«Основы исламской культуры» |
«Основы буддийской культуры» |
«Основы иудейской культуры» |
«Основы мировых религиозных культур» |
«Основы светской этики» |
Итого |
|
53 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
53 |
|
Курс преподает учитель начальной школы Лисова Елена Александровна ( свидетельство о прохождении курсовой подготовки № 3511/К 2012 г.) | ||||||
Ожидаемые результаты от внедрения предмета:
Заявление на выбор модуля
Регламент выбора модуля ОРКСЭ
Результаты мониторинговых исследований обучающихся (итоговая анкета)
|
Школа |
№26 |
|
Кол-во обучающихся, участвующих в анкетировании |
48 |
|
1.Понравился ли тебе курс ОРКСЭ? (модуль, который ты изучал?) | |
|
да |
36 |
|
нет |
2 |
|
затрудняюсь ответить |
10 |
|
2.Какие темы тебе особенно понравились? Назови 2-3 темы. | |
|
Россия — наша Родина. |
11 |
|
Культура и религия. |
1 |
|
Человек и Бог в православии. |
3 |
|
Православная молитва. |
1 |
|
Библия и Евангелие |
3 |
|
Проповедь Христа. |
2 |
|
Христос и Его Крест. |
10 |
|
Пасха. |
23 |
|
Православное учение о человеке. |
2 |
|
Совесть и раскаяние. |
4 |
|
Заповеди. |
6 |
|
Милосердие и сострадание. |
4 |
|
Золотое правило этики. |
4 |
|
Храм. |
13 |
|
Икона. |
11 |
|
Как христианство пришло на Русь. |
2 |
|
Подвиг. |
9 |
|
Заповеди блаженств. |
1 |
|
Зачем творить добро? |
6 |
|
Чудо в жизни христианина. |
6 |
|
Православие о Божием суде. |
8 |
|
Таинство Причастия. |
1 |
|
Монастырь. |
4 |
|
Отношение христианина к природе. |
3 |
|
Христианская семья. |
2 |
|
Защита Отечества. |
|
|
Христианин в труде. |
|
|
Любовь и уважение к Отечеству. |
|
|
3.Ты с удовольствием выполнял домашние задания? | |
|
да |
33 |
|
нет |
4 |
|
иногда |
11 |
|
4.Ты обращался к родным при выполнении домашнего задания? | |
|
да |
43 |
|
нет |
5 |
|
5.Как ты оцениваешь свое участие в занятиях по курсу? | |
|
я доволен собой |
29 |
|
я собой недоволен |
|
|
никак не оцениваю |
19 |
|
6.Хотел бы ты, чтобы твоя работа на уроке оценивалась? | |
|
да (с выставлением оценок) |
12 |
|
нет (без отметок) |
31 |
|
другая форма оценивания |
5 |
|
7.Хотели бы вы дальше изучать предмет ОРКСЭ в 5 классе? | |
|
да |
36 |
|
нет |
9 |
|
затрудняюсь ответить |
3 |
|
8.В какое место ты хотел бы совершить экскурсию со своими родителями, друзьями? (варианты занести в отдельную таблицу) | |
|
9.Появилось ли у тебя желание ходить в храм, посещать воскресную школу? | |
|
да |
27 |
|
нет |
21 |
|
10.Как повлияли на тебя уроки ОРКСЭ, что изменилось в тебе? | |
|
хочется желать людям добра, счастья, любви |
33 |
|
хочется выполнять заповеди |
15 |
|
понял(а),что нужно учиться понимать людей, помогать им |
30 |
|
стараюсь думать прежде совершения поступка |
22 |
|
стал(а) осознавать, что такое грех |
26 |
|
ничего не изменилось |
|
8.В какое место ты хотел бы совершить экскурсию со своими родителями, друзьями?
|
Нижний Новгород |
Нижегородская область |
Россия |
За пределы РФ |
|
Храмы и монастыри |
Дивеево |
Храм Христа Спасителя |
Киево – Печерский монастырь |
|
|
Макарьевский монастырь |
Золотое кольцо Россиии |
|
|
|
|
Москва |
|
Результаты мониторинговых исследований родителей (итоговая анкета)
|
Школа |
№ 26 |
|
Кол-во родителей, участвующих в анкетировании |
49 |
|
1.Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школы нового курса ОРКСЭ? | |
|
Положительно |
29 |
|
Скорее положительно |
14 |
|
Безразлично |
|
|
Скорее отрицательно |
|
|
Отрицательно |
|
|
Затрудняюсь ответить |
6 |
|
2.Нравится ли Вашему ребенку изучаемый модуль курса? | |
|
Да |
33 |
|
Нет |
1 |
|
Затрудняюсь ответить |
15 |
|
3.Обсуждались ли темы уроков в семье? | |
|
Да, всегда |
13 |
|
Иногда |
36 |
|
Не обсуждали |
|
|
4.Справлялся ли Ваш ребенок с домашними заданиями без Вашей помощи? | |
|
Да |
20 |
|
Нет |
8 |
|
Иногда |
21 |
|
5.С какими трудностями Вы столкнулись при выполнении домашнего задания ребёнка? | |
|
недостаток времени |
9 |
|
недостаток информации |
31 |
|
отсутствие интереса |
2 |
|
трудное изложение материала в учебнике |
7 |
|
нет трудностей |
|
|
6.Хотели бы Вы, чтобы работа Вашего ребенка на уроке оценивалась? | |
|
Да (с выставлением оценок) |
10 |
|
Нет (без отметок) |
31 |
|
Другая форма оценивания |
8 |
|
7.Наблюдаете ли Вы положительную динамику в духовно-нравственном развитии Вашего ребенка? | |
|
Да |
22 |
|
Нет |
7 |
|
Затрудняюсь ответить |
20 |
|
8.Помог ли Вам курс ОРКСЭ в возрождении, сохранении семейных традиций? | |
|
Да |
16 |
|
Нет |
18 |
|
Затрудняюсь ответить |
15 |
|
9.Способствовал ли данный курс более глубокому погружению в изучаемую религиозную культуру и посещение культовых мест? | |
|
Да |
17 |
|
Нет |
20 |
|
Затрудняюсь ответить |
12 |
Результаты мониторинговых исследований учителей (итоговая анкета)
|
Школа |
№26 |
|
Кол-во учителей, участвующих в анкетировании |
1 |
|
1.Удовлетворены ли вы результатами своей работы в ходе преподавания курса ОРКСЭ? | |
|
да |
+ |
|
нет |
|
|
затрудняюсь ответить |
|
|
2.Наблюдаете ли Вы положительную динамику в развитии навыков общения, нравственных качеств, духовности Ваших учащихся? | |
|
да |
+ |
|
нет |
|
|
затрудняюсь ответить |
|
|
3.В чём еще Вы увидели положительные результаты введения курса? | |
|
расширение кругозора детей |
+ |
|
духовное и культурное развитие детей |
+ |
|
воспитание культуры межнационального общения, уважение к культурным, религиозным традициям народов России |
|
|
повышение нравственности детей |
+ |
|
формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям |
|
|
формирование ценности здорового образа жизни |
+ |
|
4. Как Вы оцениваете степень освоение школьниками данного курса? | |
|
хорошо |
|
|
скорее хорошо |
+ |
|
скорее плохо |
|
|
плохо |
|
|
затрудняюсь ответить |
|
|
5.Устраивают ли вас предлагаемые учебные пособия по курсу? Если нет, то укажите недостатки. | |
|
да |
|
|
нет |
Необходимы рабочие тетради, в которых используются цветные иллюстрации |
|
затрудняюсь ответить |
|
|
6.Каким образом осуществлялось взаимодействие с родителями в ходе изучения курса? | |
|
предлагались задания для совместного выполнения детьми вместе с родителями |
+ |
|
проводились консультации для родителей |
+ |
|
вопросы изучения курса освещались на родительских собраниях |
+ |
|
взаимодействия с родителями по изучению курса не осуществлялось |
|
|
7.Возникали ли трудности (недопонимание, конфликты) с родителями по интерпретации отдельных вопросов, рассматриваемых на уроках ОРКСЭ? Если да, то какие? | |
|
да |
|
|
не часто, но бывали |
|
|
нет |
+ |
|
8.Какие у Вас имеются предложения для улучшения преподавания курса ОРКСЭ? | |